Наиболее эффективны те Компании, в которых параллельно существуют две системы: система грейдов, которая характеризуется «справедливым» определением совокупного дохода сотрудника — оклада плюс переменной части оплаты труда; система ключевых показателей эффективности (KPI), которые отвечают за переменную часть (премии, бонусы).
В Системе грейдов работники разбиваются по группам, в соответствии с той ценностью, которую они несут компании. Грейдирование помогает усилить мотивацию и лояльность сотрудников, также планировать обучение работников и развитие их карьеры. Ежегодно в компании должна проводиться оценка, по результатам которой работник или остается на своей же ступени совокупного дохода или переходит на ступень выше — более высокооплачиваемую. «На ступеньку выше» поднимается тот, кто постоянно выполняет свои KPI на 1 (коэффициент результативности) и получает оценку по компетенциям тоже не менее 4–5 баллов.
Очень важно понимать, что система грейдов не мотивирует работников, также сильно на результат, как мотивирует на достижение заданных целей — система KPI. KPI не правильно воспринимать как отдельные показатели эффективности, KPI — это система управления по целям. Поэтому правильно ориентированные, достижимые, легкие в восприятии, простые в измерении, сопоставимые и разумные KPI помогут работнику осознать свою значимость в компании и ценность в достижении стратегических целей компании. К тому же грамотно построенная система мотивации персонала поможет сформировать кадровый резерв, а сотрудники не спешат уходить из компании, в которой есть перспективы карьерного роста.